Прочитав на этой неделе пост Текстоплёта про то, какой была и какой стала игровая журналистика, я решил продолжить мысль и попробовать спрогнозировать — каким игрожур станет в ближайшем будущем. Я понимаю конечно, что моё личное мнение мало кому интересно, так что я попытаюсь также привести доводы в пользу своей позиции.
В первую очередь мне хотелось бы разграничить понятия игрожура и гайдописательства. Да, я понимаю, что многие персоналии занимаются и тем и другим. И что в обзорах, рейтингах и прочих авторских статьях не редко используется информация из гайдов, прохождений и другого справочного материала (к сожалению даже реже, чем хотелось бы). Но согласитесь, что в руководстве по возможным в игре тактикам и приёмам, мы не встречаем (как правило) замечаний вроде «разработчики зря не добавили опцию отступления» или «а автоматическое восполнение зелий — признак оказуаливания». И наоборот, детальное описание управления или ещё каких-то нюансов игры в обзоре (как например у меня в обзоре Sonic Riders) считается в лучшем случае неизбежным злом, а в худшем — признаком дурного тона.
И хотя существуют некоторые пограничные случаи, тем не менее границу между перечислением определённых аспектов или деталей игры и оценкой этих самых аспектов и деталей можно провести достаточно чётко.
Так вот, после того, как мы отделим написание прохождений и гайдов от игрового журнализма, мы можем увидеть, что журнализм этот в общем-то не так уж и сильно отличается от других видов журнализма, посвящённых культуре и искусству. Так что логично предположить, что более молодая игровая журналистика будет стремиться именно к их состоянию на сегодняшний день.
И каково же это состояние? Первое, что вижу лично я — оно разделённое. Есть разные категории фильмов и книг и для каждой из них существуют свои издания и сообщества. Любители арт-хауза практически не пересекаются с потребителями блокбастеров, никто кроме семейки Вачовски не пытается соединить подростковую попсу с глубокой философией, на сайтах, посвящённых Звёздным Войнам или фэнтези вы вряд ли найдёте статьи посвящённые нуар-детективам.
Поэтому вероятно в будущем всё меньше будет сайтов, посвящённых играм вообще и всё больше отдельных сообществ, члены которых будут писать об определённых жанрах и типах игр. Согласитесь всё-таки, что нельзя сравнивать игры жанра MOBA и инди-квесты, а в рассуждениях о том куда катятся как развиваются коридорные шутеры нет смысла упоминать 4X-стратегии.
Конечно, останутся какие-то сообщества и издания, посвящённые играм вообще. Но их будет не больше, чем тех, что посвящены искусствам вообще. Ну знаете, таких сайтов, где есть статьи и о театре и о кино и о книгах. И что касается сравнений и рейтингов, то они тоже скорее всего будут делаться либо в рамках одного жанра, либо в рамках одного сеттинга. То есть, как например в случае с «Реаниматором» — можно сравнить оригинальную книгу Лавкрафта с фильмом по мотивам, с продолжениями фильма и с мюзиклом. Так и, скажем, на сайте фанатов BattleTech вполне могут порассуждать, какие игры лучше передают атмосферу вселенной — стратегии или MMO.
Кстати, система кураторов в Steam тоже помогает развивать это направление. Вместо того, чтобы смотреть рейтинг на Метакритике (и гадать — почему он такой высокий или такой низкий), можно прокрутить страницу игры чуть вниз и посмотреть — какие кураторы её рекомендуют. Либо наоборот — можно посмотреть саму страничку куратора, чтобы найти все игры, которые заслуживают внимания.
Вот так будут обозреваться игры и создаваться авторские колонки в будущем. Захотели узнать об играх с интересным геймплеем — идём на сайт Extra Credits. Интересно узнать о тенденциях игровой индустрии — ищем статьи на Riot Pixels или сайте Сергея Галёнкина (специалист по маркетингу из 1С, ведущий также свой блог). Удобно и понятно для игрока, который захочет найти что-нибудь себе по душе. Что ещё надо?
Оказывается надо ещё и развлекать. Во всяком случае так писали в какой-то статье (если не ошибаюсь на сайте «Критиканство.ru». То есть по их словам многие читают обзоры и статьи не столько для получения информации, сколько для эстетического удовольствия и поднятия ЧСВ. Поиграл, скажем, человек в Company of Heroes 2 и почувствовал себя оскорблённым — нашёл в сети статьи, где игру смешивают с [вырезано] и вроде как полегчало. Или наоборот, получил от прохождения какого-нибудь коридорного шутера положительные эмоции, а тут рецензия, что игра действительно шедевр, что понять её могут лишь избранные — и ЧСВ взлетает до небес.
Вопрос только в том — стоит ли верить той статье? Точнее вопросов даже несколько. Во-первых, интересно, какой действительно процент читателей рецензий читает их для развлечения. То что это ненулевой процент — понятно, достаточно взглянуть на комментарии к обзорам на самых разных порталах. Среди них не мало похвал (или ругани) именно в адрес обзора, а не игры. И если говорить о критике обзора, то гораздо чаще критикуют именно стиль, а не объективность. И это только в случае с обзорами, в комментариях к авторским статьям вообще очень редко обсуждают факты, а основная масса претензий именно ко вкусам автора.
То есть получается, что помимо журналистов, раскрывающих в своих статьях особенности той или иной игры, либо пытающихся донести ещё какую-то информацию, существуют (и вероятно будут существовать) этакие «заводилы», не столько зацикленные на точности и объективности, сколько на привлечении внимания к себе. Как вы, возможно, знаете сейчас очень часто говорят о связях и размывании границ журналистики и PR. И если подумать, то вероятно именно «заводилы» будут наиболее часто пересекать эту границу. В конце концов даже их основная задача в обзорах — PR. Свой собственный.
Таким образом второй вопрос, касающийся игровой журналистики будущего — будет ли она профессией? Я не говорю о работе игрового журналиста. Понятно, что спрос всегда рождает предложение, а значит платить за обзоры обзоры игр и статьи об игровой индустрии будут всегда. И устроившись на достаточно раскрученный сайт (или самостоятельно став достаточно известным) можно будет одними лишь игровыми статьями заработать себе на хлеб, возможно даже с маслом и икрой.
Вопрос именно в том, будет ли занятие игровой журналистикой профессией, где от человека будут требоваться определённые профессиональные навыки? Навыки, которым можно будет где-нибудь обучиться, став таким образом профессионалом именно в профессии «игровой журналист»?
Помните, я говорил о Галёнкине из 1С и Extra Credits? Они профессионалы, но профессионалы не в области игровой журналистики. Написание статей и обзоры для них — дополнительный заработок (причём зарабатывают так они скорее известность, а не деньги), а основное занятие — работа с играми. Вот для «заводил» рецензии и статьи (а также видео) с их авторским мнением — это их хлеб. Это в их деятельности главное. Но нужны ли в этой деятельности какие-то профессиональные навыки или главное здесь личные способности? Чутьё на актуальные темы, умение привлечь, чувство юмора... — вряд ли вы найдёте институт, где учат подобному. В этой статье вообще утверждается, что профессиональных навыков, которые выделяли бы игрового (да вообще медиа) журналиста нет.
Хотя кто знает... Ведь есть же курсы ораторского искусства и создания эффективной рекламы. Возможно в будущем появится и возможность обучиться тому, как делать летсплеи, привлекательные для широких масс.