Я думаю что у всех у нас есть секреты. У кого-то большие, у кого-то поменьше, но они есть. И, думаю, все мы хотим чтобы никто кроме нас о них не знал, а если кто вдруг знает, то поскорее забыл. Как ни странно, но есть парочка таких секретов и у известной фирмы Nintendo. Одним из них является выпуск "портативной" приставки Virtual Boy, явившейся полным провалом. Приставка явилась настолько провальной, что чтобы найти о ней информацию на официальном сайте Nintendo надо очень постараться. Попробуем же разобраться в том, почему эта, без сомнения замечательная по своим характеристикам, приставка, провалилась.
Для начала немного технической информации, чтобы понять с чем нам эту приставку сравнивать.
- Процессор: NEC V810 - 32битный RISC-процессор с частотой 20 МГц;
- Память: 1 мегабайт динамической ОЗУ и 512 килобайт псевдостатического ОЗУ;
- Экран: двойной RTI (Reflection Technology Inc) дисплей с разрешением 384х224 и возможностью вывода чёрного и четырёх вариаций красного цветов (с 32мя уровнями интенсивности для каждого);
- Звук: 16битное Стерео;
- Контроллер: джойстик с шестью кнопками и двумя D-pad'ами;
- Питание: 6хАА батареек или адаптер;
- Вес - 750 грамм.
Внешне приставка представляет собой большой "бинокль" на подставке, в который спереди вставляется картридж, а снизу подключается джойстик.
Разработка этой консоли началась ещё в 1992м году, в подразделении Nintendo R&D1 (Research & Development 1) под руководством Гунпея Ёкои (Gunpey Yokoi), который уже имел в своём активе опыт работы с портативками (именно его детищами являются игры из серии Game & Watch и Game Boy). В итоге у Гунпея получилось создать для Nintendo первую домашнюю игровую консоль, способную показывать "настоящую" трёхмерную графику. Приставка создавала более точную иллюзию объёма чем конкуренты, за счёт использования эффекта параллакса (Я уже говорил где-то что я плохо разбираюсь в физике) так вот визуально этот эффект выглядит как смещение нескольких фонов друг относительно друга на фоне героя игры на переднем плане. Например, когда на заднем фоне движутся какие-нибудь горы и ещё облака, причём с разной скоростью). Для реализации графики были выбраны светодиодные дисплеи, поскольку они дешевле. Из-за, опять же, высокой стоимости полноцветного дисплея такого типа, был выбран монохромный вариант. И, вы не поверите, опять-таки из-за цены, единственным цветом был выбран красный, ибо красные светодиоды были самыми дешевыми. Хотя тут есть и положительные свойства - у таких светодиодов наименьшее энергопотребление и более контрастный цвет. В итоге мы имеем то что мы имеем - иллюзия трёхмерности достигается как и в шлемах виртуальной реальности - путём проекции двух разных изображений с высоким разрешением на два экрана, для каждого глаза, что позволило получить высокую скорость обновления изображения. Для управления используется джойстик с двумя D-pad'ами и шестью кнопками, причём второй D-pad исполльзуется в играх не только для направления движения. А ещё в контроллер вставлялись батарейки, от которых питалась система. Для питания от сети нужен был специальный адаптер.
Американской Нью-Йорк Таймс доверили сделать превью по приставке 13го ноября 1994го года. Официальный пресс-релиз состоялся на следущий же день - 14го ноября. Официальный старт продаж приставки состоялся намного позднее - в июле 1995го в Японии (по цене 15 тысяч йен) и в августе 1995го в Северной Америке (по цене 180 баксов). Во время различных интервью, сотрудники компании напирали на технические особенности приставки, избегая вопроса о доступных играх.
В Nintendo собирались потратить 25 миллионов долларов на рекламную компанию, поэтому столкнувшись в проблемой передачи 3хмерного изображения на 2хмерных телевизорах, разработчики объединили усилия с такими гигантами видео, как Blockbuster и NBC. Рекламная компания включала в себя различные шоу с призами, поездки на запись эфиров NBC, а так же возможность аренды Virtual Boy с последующей скидкой при покупке консоли. Как оказалось, аренда оказала обратный эффект - много народу убедилось в том, что приставка была несостоятельна. В итоге, продав всего 770 тысяч приставок, Nintendo по тихому сворачивает все работы связанные с приставкой к началу 1996го года, обвинив в провале её создателя. Но так ли это на самом деле? Вот список, в котором перечислены реальные причины провала приставки, что, как многие считают, и положило начало заката некогда успешной компании:
- Ранний выпуск. Virtual Boy была выпущена незаконченной, чтобы заполнить паузу до выхода Nintendo 64. Многие, ожидая выпуска последней, решили не тратить деньги на "проходную" систему;
- Неправильная подача приставки. Nintendo делала упор на портативность приставки, но о какой портативности может идти речь при весе приставки в 750 грамм (для сравнения - вес Game Boy- до 200г). Плюс хрупкость самой системы и наличие ровной поверхности для игры;
- Вред здоровью. Даже на самой коробке было написано о возможных проблемах со здоровьем, а в игры была встроена автопауза через 15 или 30 минут. К тому же отсутствие вертикальной регулировки приводило к очень неудобным позам для игры;
- Игры. Мало игр. Мало игр из известных серий. Об этом ниже;
- Социализация. Из-за особенностей конструкции, за игрой не могли наблюдать посторонние. И вдвоём играть тоже было нельзя. Был проект специального кабеля, но ввиду скорой кончины приставки он был незакончен.
Итогом всего этого явился уход из компании Гунпея Ёкои и начало заката компании - ни одна из последующих разработок не смогла приблизиться к результатам Famicom\NES.
За всю недолгую жизнь приставки самой Nintendo было выпущено 22 игры и несколько технических демок. Из известных тайлов присутствует только Марио, да Бомбермен. Хотя к выпуску планировались игры и из таких известных серий как Castlevania, Metroid и Zelda. Помимо этого существует несколько прототипов, ставших доступными игрокам, а так же несколько новых игр, как уже выпущенных, так и ещё находящихся в разработке. Приставка неплохо эмулируется - существуют как эмуляторы, которые преобразуют всё в 2D и играть можно без очков, так и эмулирующие в 3D. На скриншотах представленных ниже можно увидеть трёхмерность даже в простых красно-голубых анаглифах, но как говорят знающие люди - на реальной приставке всё ещё круче...
Blox. Игра по типу сокобана, надо двигать предметы на предназначенное им место. Красивое звёздное небо и трёхмерные надписи.
Galactic Pinball. Красивый пинбол с несколькими тематическими полями.
Golf. Трёхмерные менюшки и выбор удара.
Innsmouth No Yakata. Уходящий в экран коридор и стильные монстры - настоящий трёхмерный ужастик налицо.
Jack Bros. Приключения трёх братьев в таинственном мире. Красивая поэтажость этапов.
Mario Clash. Трубы, марио и черепахи. Убиваем одних черепах, и ими убиваем других.
Panic Bomber. Типичная игра из серии "собери три в ряд" в антураже Bomberman'а.
Teleroboxer. Одна из лучших игр на приставке. Бой роботов 1х1.
Vertical Force. Шут'эм ап без стрельбы. Вся игра строится на избегании врага, меняя высоту полёта.
Virtual Boy Wario Land. Однозначно лучшая играна консоли, отлично раскрывающая её потенциал. Многоплановый платформер.