Не знаю, как вы, а я всегда любила психологию. И если мне попадалась история со сложным и не совсем ментально здоровым персонажем, я считала это двойной удачей.
Что до Джокера, пусть и попсово прозвучит, но он был моим любимчиком давно. Можно сказать, я смотрела Бэтмена только из-за него и Робина (но о последнем как-нибудь в другой раз). Но всегда как-то его образ либо обходили стороной, описывая в трех словах, либо он становился хорошим фоном для главного героя. Ведь на черном фоне бэтс смотрелся куда эпичней, верно?
И хотя ранее Хит Леджер сделал хорошую работу над «злодеем», Джокер Хоакина Феникса - совершенно другой. Договоримся, что не будем устраивать палату мер и весов. Потому что искусство - дело субъективное. Джокер 2019 года идет от причины к следствию. И, кроме того, он максимально далек от комиксов. Оттуда исключительно название города, имена персонажей и костюм Джокера.
Режиссер нового «Джокера» взял обычного забитого мужчину средних лет с ментальным недугом и медленно стал разворачивать его лицом к зрителю. Вы удивитесь, сколько общего у вас и главного героя.
Сетинг, может быть, и апеллирует к 80-м годам. Но посыл слишком современный и актуальный: весь город буквально жаждет, когда нажмут курок. Город - это оголенные внутренности Джокера. Город и герой связаны через метафоры, образы, чувства и сетями метро. Город - буквально вся жизнь героя. Готэм изначально пугает главного героя, но по мере принятия себя, освобождения себя, Артур срастается с городом и ориентируется в нем как в своих 5 пальцах на руке.
Не ждите комиксоидной легкости. Картина бьет в цель именно потому, что она, по сути, про каждого: всегда будут продажные политиканы; отвратные начальники, мерзкие шоумэны. Все они будут смотреть на вас свысока, пока вы всего лишь хотите стать ближе к своей мечте. Другое дело - как со всеми этими людьми бороться?
У Джокера оказался в руках пистолет. И это стало его способом разрешить конфликт. В психологии есть термин «триггер», который коротко можно трактовать, как стимул/побуждение/провокация. И режиссер буквально обыгрывает фразу «pull the trigger» (спустить курок) в моменте завязки сюжета, когда гг впервые убивает.
После этого процесс метаморфоз запускается. Он постепенный, волнообразный. Повествование буквально выверено по минутам, чтобы хватило времени рассмотреть героя, понять его мотивацию и двинуться дальше. Впервые монтаж, музыка и игра актеров образуют идеальный тандем. История не ломает логику, а идет от причины к следствию. И оканчивается картина так, как ты и представить не мог: полным хаосом и анархией. В финале это тот Джокер, которого ты отлично знаешь по комиксам: нарочито циничный, чуть жеманно-театральный и вызывающий. И ты сидишь размазанным сгустком в кресле. Потому что не ожидал, что нюня и маменькин сынок вырастет в ЭТО! Еще страшнее от того, что ты согласен с каждым словом в монологе Джокера. Он плюется ядом в лицо шоумэна, обличая все факапы правительства, которое максимально оторвано от реальности.
В начале фильма гипербола в заголовке новостей «в городе завелись супер-крысы» явно указывает на то, насколько начхать властям на граждан. И даже речь Томаса Уэйна в предвыборной гонки полна пренебрежения: «Они все клоуны».
У зрителя не остается шансов и поводов сопереживать власть имущим. Впервые вы согласны с тем, что мозги бати Бэтмена заслуженно лежат на мостовой. Город окутан огнем хаоса. В последнем кадре Джокер танцует и размазывает кровь в уголках рта таким образом, будто он улыбается до ушей. Как бы завершая каноничный образ.
Для меня при покупке билетов было интересно одно: почему фильм взял канского льва? За что эту премию, интересно узнать, дали?
И вот три моих догадки.
1) Возможно, потому что в людях-забастовщиках хорошо читаются нынешние протестующие. Даже я, сидя в России, вижу в них демонстрантов с Сахарова.
2) Может быть, фьюжн оператора и звукооператора затронули коккоро судей.
3) Или универсальная тема «маленького человека» снова нашла отклик в сердцах людей. Как говорил классик: «хочешь правдиво соврать, расскажи реальную историю». Что может быть страшнее человека с поломанной психикой и судьбой? Только такой неудачник в исполнении Феникса.
И несмотря на все вышесказанное, у картины есть минусы. Их не много, но они бросаются в глаза. Сразу скажу (и это должно было быть где-то в дисклеймере), я не расист. Но меня активно раздражает глупость и неуместность в фильмах, где не может быть поголовно только черного населения/персонала/граждан на ключевых постах. Более того, вы могли видеть этот кусок в трейлере: сидит маленький афромальчик, скучает. Артур решает покривляться, чтобы приободрить ребенка. И это срабатывает: мальчик смеется. На что его мать тут же разворачивается и произносит: «Хватит приставать к ребенку!». Этот кусок, имхо, глуп в принципе исходя из законов логики. Потому что никакого вреда мужчина не принес. Во-вторых, черное население было куда скромнее в 80-х годах прошлого века. И такого странного, касательно темнокожих персонажей, в картине много. Я удивилась, почему семейство Уэйнов не со смуглой кожей!
Второе мое «фу» летит в изначальному мани-мирку Артура. В первых кадрах, до поворотного момента с его первым убийством, он максимально беззубый, наивный и забитый. Да, у него много ментальных проблем и отклонений, да он может быть добряком и маминкиным сынком. Но он же как-то дожил до 30 лет и общался с людьми?
Изначально я списала это на аутизм. Но затем подумала еще раз, и поняла, что нет никаких признаков аутистического расстройства: Джокер умеет и хочет социализироваться. Более того (хоть и в своем воображении), но у него есть возлюбленная. Так же он смеется над шутками коллег (и для этого он выдает «специальный» смех). Так что это либо какая-то гениальная задумка автора, которую я не поняла, либо факап.
Закругляясь, стоит отметить, что картина годная. И, слава богу, не оказалась авторским кино типа «тебя здесь никогда не было», где снялся Феникс. Отвечая коротко: деньги за билет стоит потратить. Ну или ждите слива там, куда всё сливают. Но лучше подождите релиза на blue-ray: музыкальное сопровождение и некоторые сцены стоит всасывать в хорошем качестве.
С вами была говорящая лама, всем адьйос.