Сказать, что сериал «Могучие Рейнджеры» (как и его японский прототип Super Sentai) был невероятно популярен в 90-е — значит ничего не сказать. Миллионы фанатов, тонны проданных игрушек, костюмов и атрибутики, десятки отсылок и пародий. И всё несмотря (а может и благодаря) простой сюжетной формуле, растиражированной впоследствии подражателями.
Пятеро подростков, еженедельно надирающих задницы разным монстрам (кстати, именно «Могучие Рейнджеры» популяризовали формат «монстр недели») и спасающих мир от мультяшно-комедийных злодейских планов. Типично-подростковый юмор и дешёвые эффекты. «Трансформация», заключающаяся в мгновенном надевании костюма (и обеспечивающая героям прилив сил). И, конечно же, Огромные Роботы, трансформирующиеся и объединяющиеся друг с другом для битвы с гигантскими «кайдзю».
В России, правда, фанатов «Рейнджеров» и Super Sentai не так много, как в остальном мире. Но с другой стороны, именно потому что у нас нет ничего подобного, Chroma Squad – это как раз редкая возможность проникнуться атмосферой жанра. Причём в двух смыслах, ведь действие игры происходит на самом деле в реальном мире (почти), а сюжет — история о попытке создать свой сериал по мотивам «Супер-рейнджеров».
Мета-смысл!
Получается, что с одной стороны ваша цель — побеждать монстров и выполнять задания. А с другой, делать это надо максимально эффектно — ведь чем больше аудитории собирает очередной «эпизод», тем больше у вас фанатов, а значит больше доход. А доход вы уже можете потратить и на элитную экипировку, и улучшение студии.
«За кулисами» вашего шоу (для которого вы можете выбрать не только название, но и имена персонажей, коронные фазы) вы вкладываете деньги в расширение вашего дела, заключаете контракты с рекламными агентствами, отвечаете на письма фанатов. И всё, между прочим, имеет последствия в зависимости от того что вы выберите.
Обрадованный ответом зритель может пополнить армию фанатов. А любитель мастерить сувениры за небольшую плату сделает вам меч побольше. А может деньги пропадут впустую. Часто бонусы или проблемы не велики, зато само содержание писем заставит улыбнуться.
Кстати, мастерить свой реквизит вы можете и сами. Во время драк выпадает «лут», а купленные в магазине, но ставшие ненужными шмотки разбираются на компоненты. В каком-то смысле даже жизненно, что экономя каждый доллар вам придётся самому клеить бутафорские шлемы и бластеры.
Хотя в целом особо напрягаться и выверять оптимальную экипировку не нужно. Тут не симуляция и не головоломка. Во главу угла поставлено именно ощущение себя создателем любительского «токукатцу». Так что даже если вы где-то ошибётесь в финансовых расчётах, это немного ухудшит показатели, но не приведёт к краху. Ну, при условии, что в бою вы не облажаетесь.
Шаги к победе
Каждый эпизод представляет из себя одно или несколько заданий. Причём в случае нескольких, ваши герои всегда полностью восстанавливаются перед каждым новым этапом. Только экипировку и навыки нельзя менять до завершения серии.
Заданием обычно бывает уничтожение врагов — всех или определённого «главаря». Однако есть и побочные задачи, называемые здесь «указаниями режиссёра». Не дать здоровью всех героев упасть ниже 50%, достигнуть нужной точки в локации за N ходов, убить босса супер-атакой, когда бьют все пять «рейнджеров» одновременно. Каждая выполненная инструкция повышает интерес зрителей и к просмотру присоединяется больше людей.
Также число зрителей увеличивают убийства врагов, акробатические трюки, активация особых способностей (у каждого персонажа свои). Впрочем, потерять зрителей тоже можно — за неудавшуюся супер-атаку или нокаут одного из ваших подопечных.
Кстати, учтите, что согласно традиции, ваши герои в начале эпизода будут без костюмов и смогут только бегать, наносить обычный удар и совершать «командное действие». Если прикажете последнее, то персонаж замрёт, но будет готов «подкинуть» тех, кто окажется рядом — очень полезно чтобы преодолеть препятствие или просто пробежать подальше. А ещё можно поставить такого персонажа рядом с монстром — тогда он будет атаковать этого монстра, если монстра ударит другой герой.
Только достигнув определённого числа зрителей, ваша команда заслужит превращение в «рейнджеров». Причём костюмы не только добавят уникальные навыки вроде лечения союзников, ошеломления врагов и атак по нескольким целям. В сам момент «трансформации» ваши герои полностью восстановят здоровье и соберутся в одном месте (обычно в центре локации). Этим тактическим нюансом никогда нельзя пренебрегать.
Ну, а на десерт (правда не в каждом эпизоде) у вас ещё будет сражение между выросшим до гигантских размеров боссом и боевым роботом. Управление роботом, правда, сводится к выбору атаки и небольшому QTE. Главное внимательно читайте описания атак и никакого недопонимания не будет.
Срезанные углы
Вообще, поначалу Choma Squad очень хорошо погружает в атмосферу фанатского творчества. Заодно и обучение вплетается в историю — вы выполняете инструкции режиссёра по имени Dr. Soap, управляя каскадёрами сериала «Супер Рейнджеры». Однако когда вашим героям наконец надоедает бездарный сценарий, они уходят «на вольные хлеба».
После чего вы попадете в меню кастомизации. Можно выбирать имена персонажам, актёров (у каждого есть свои небольшие бонусы), даже цветовую палитру костюмов и коронные фразы.
Потом все апгрейды отображаются прямо на фоне — ведь им выступает интерьер вашей студии. Вообще все детали прорисованы довольно тщательно, несмотря на стиль пиксель-арт. Впрочем, большие пиксели только добавляют ощущения ностальгии по эпохе 90-х.
Однако постепенно вылезают и недостатки. В первую очередь затянутые драки. Ведь шкура даже рядовых монстров становится всё толще и новые способности с экипировкой не всегда за ней поспевают. А уж боссов вообще приходится мутузить несколько ходов, в результате чего получается, что битвы с ними оказываются скучнее рядовых заданий, где как раз можно встретить необычные и интересные условия.
Есть проблемы и с интерфейсом. В изометрии иногда сложно понять, как далеко может пройти тот или иной боец. Тут помогла бы разметка, но её нет. Также нет и точных показателей брони. Из-за чего иногда сложно рассчитать, хватит ли вам урона, чтобы завалить врага. Могла бы помочь функция отката по типу той, что есть в Into the Breach, но её тоже нет.
Как нет и сохранений между миссиями. Надо проходить весь эпизод на одном дыхании, даже если это займёт час.
От фанатов для фанатов
Несмотря на недостатки, на мой взгляд, положительные стороны Chroma Squad всё же перевешивают. Игра передаёт дух жанра Super Sentai с присущим ему юмором и пафосом. И никакая другая игра не доставит вам подобного «экспириенса».
Да, именно как игра Chroma Squad неидеальна, но и тут преобладают светлые моменты, когда вам удаётся хитрый манёвр приводящий к победе и высоким рейтингом.
Всем знакомым, пусть даже и поверхностно как я, с «Могучими рейнджерами» и жанром токукацу в целом данный гибрид тактики и кино-менеджера рекомендуется как минимум к ознакомлению.